Открыто

Визуальная культура древности и ее отражение в искусстве последующих эпох [Химера] [Надежда Налимова]

Тема в разделе "Культура, история и искусство", создана пользователем Топикстартер, 4 сен 2025.

Основной список: 6 участников

  1. 4 сен 2025
    #1
    Топикстартер
    Топикстартер ЧКЧлен клуба

    Складчина: Визуальная культура древности и ее отражение в искусстве последующих эпох [Химера] [Надежда Налимова]

    2025-09-05_002435.png

    Академический лекционный курс по всеобщей истории искусства, в основе которого лежит опыт преподавания на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Цикл состоит из сорока восьми лекций и дает фундаментальное представление о художественных традициях, стилях и течениях в изобразительном искусстве и архитектуре от древности до авангарда. Вместе с тем в фокусе находится художественная культура античности и классическая традиция, через призму которой рассматривается наследие последующих веков.

    Содержание курса:
    I. Искусство Древнего мира: восток и античность
    Первый блок цикла "Визуальная культура древности и ее отражение в искусстве последующих эпох"
    Видеокурс из 16 лекций
    Время просмотра: 21:21:51
    Лектор МГУ имени М.В. Ломоносова

    II. Античное наследие в искусстве западного Средневековья и Византии
    Второй блок цикла "Визуальная культура древности и ее отражение в искусстве последующих эпох"
    Видеокурс из 12 лекций
    Время просмотра: 16:31:59
    Лектор МГУ имени М.В. Ломоносова

    III. Рецепция античности в искусстве от Ренессанса до начала XX века
    Третий блок цикла "Визуальная культура древности и ее отражение в искусстве последующих эпох"
    Видеокурс из 20 лекций
    Время просмотра: 29:32:59
    Лектор МГУ имени М.В. Ломоносова

    I. Искусство Древнего мира: восток и античность
    Первый блок цикла "Визуальная культура древности и ее отражение в искусстве последующих эпох"
    Видеокурс из 16 лекций
    Время просмотра: 21:21:51
    Лектор МГУ имени М.В. Ломоносова

    Этот курс (первая часть настоящего лекционного цикла) открывает тему рецепции античности в искусстве. Первые лекции посвящены искусству первобытности, Древнего Египта и государств на территории Двуречья, Малой и Передней Азии. Затем прослежено воздействие этих культур на греческое искусство. Не без помощи этого опыта греки разработали новые принципы архитектуры и совершили переворот в сфере пластических искусств. В заключительных лекциях — о влиянии наследия Греции на визуальную культуру Рима.

    Лекция 1. Искусство Древнего Востока
    Введение. Несколько слов о первобытном творчестве и происхождении изобразительного искусства. Некоторые тенденции в искусстве эпохи неолита. География и хронология цивилизаций Древнего Востока. Периодизация древнеегипетского искусства. Принципы древнеегипетской архитектуры.

    Лекция 2. Египетский канон
    Принципы древнеегипетской архитектуры (продолжение). Изобразительная декорация, культовое и погребальное зодчество.

    Лекция 3. Искусство древнего Двуречья в III – II тыс. до н.э.
    Специфика архитектурного мышления и визуальные искусства в шумеро-аккадский период.

    Лекция 4. Искусство древневосточных «империй» II-I тыс. до н.э.
    Архитектура и образный мир хеттов. Ассирийский монументальный рельеф: визуальная риторика в эпоху Новоассирийской державы. Монументальное искусство ахеменидского Ирана, «имперский стиль», архитектурно-пластические комплексы в Сузах и Персеполе.

    Лекция 5. Истоки классической античности
    Наследие минойского и ахейского искусства и его восприятие новыми греками. Архитектурные поиски в «гомеровской» Греции.с

    Лекция 6. «Космос» греческого храма
    Формообразующие принципы греческой архитектуры: ордер и его вариации. Монументальная скульптурная декорация.

    Лекция 7. Пластические искусства Греции
    Статуарная скульптура. Архаические куросы и коры

    Лекция 8. «Классическая революция»
    Контрапост как новая художественная система. поиски равновесия (Мирон, Поликлет, Лисипп). Подражание, имитация, иллюзионизм в классическом искусстве. Реализм и трансцендентное – статуи богов и их творцы (Фидий, Пракситель). Искусство рельефа, живописи и графики в классический период.

    Лекция 9. Эллинизм. Новые задачи и методы в визуальных искусствах
    Особенности исторического периода и художественного мышления. Расцвет градостроительства. Проблема художественного синкретизма, ретроспективность и новаторство.

    Лекция 10. Эллинизм. Статуарная скульптура
    Жанры и стили, эллинистическое «барокко» и «рококо». Аллегории и персонификации. На пике античного иллюзионизма: искусство живописи и мозаики.

    Лекция 11. Особенности становления и развития искусства Древнего Рима
    Проблема ассимиляции и заимствования. Рим как часть эллинистического мира, взаимодействие и соотношение традиций.

    Лекция 12. Римская архитектура в эпоху Республики. Живописная декорация
    Строительная техника и типология, ордер у римлян. Синтез живописи и архитектуры: «помпеянские» стили и их истоки.

    Лекции 13. Архитектура и монументальная декорация в эпоху Империи
    Римская архитектурная революция. Театрализация и барочные тенденции в римской архитектуре.

    Лекции 14. Зрелищные и триумфальные сооружения, храмы, базилики эпохи Империи
    Зрелищные и триумфальные сооружения Древнего Рима. Архитектура римских провинций от Августа до тетрархов. Градостроительство. Театрализация и барочные тенденции в римской архитектуре. Исторический рельеф и специфика исторического мышления римлян.

    Лекции 15. Римский скульптурный портрет
    Истоки римской портретной концепции. Погребальная сфера, искусство римских саркофагов.

    Лекция 16. Портрет эпохи Империи: иконография императорской статуи и частный портрет
    Развитие скульптурного портрета в эпоху Империи и первые века христианства. Эволюция вкуса, духовных и пластических ориентиров. Кризис античного искусства, отход от классических основ, сложение нового художественного языка.

    II. Античное наследие в искусстве западного Средневековья и Византии
    Второй блок цикла "Визуальная культура древности и ее отражение в искусстве последующих эпох"
    Видеокурс из 12 лекций
    Время просмотра: 16:31:59
    Лектор МГУ имени М.В. Ломоносова

    Во второй части цикла вы узнаете, как и в каких формах античная традиция продолжала жить после гибели самой ее носительницы – античной цивилизации. Речь пойдет об античных истоках средневекового искусства Византии и Западной Европы, о том, что такое «малые ренессансы» Средневековья, почему и в какие моменты проявлялись особые всплески внимания к античному прошлому.

    Лекция 1. Искусство христианизированного Рима
    Языческие образы и христианская иконография, роль античной аллегории. Сенсуализм и телесная красота, трансформация классического образа в ранневизантийском искусстве. Становление христианской архитектуры на основе римского опыта. Судьба скульптуры.

    Лекция 2. Ранневизантийский период. Век Юстиниана
    София Константинопольская и другие памятники времен Юстиниана. Искусство мозаики в раннехристианском и ранневизантийском мире.

    Лекция 3. Искусство Византии. Эпоха иконоборчества
    «Огороды и птичники»: несколько слов о периоде иконоборчества. Новое в восприятии античности в средневизантийский период

    Лекция 4. Искусство Византии после иконоборчества
    Новое в восприятии античности в средневизантийский период. Торжество иконопочитания, антропоморфизм религиозного образа и канон церковного искусства. «Македонский ренессанс» и комниновский классицизм. Миниатюра и монументальное искусство: роль античных моделей. Классический стиль в искусстве XIII века. «Палеологовский ренессанс».Искусство христианизированного Рима

    Лекция 5. Искусство на территориях латинского Запада. Классическое наследие и "варварская" составляющая
    Образование варварских государств, их отношение к античному наследию. Классическая линия и варварская составляющая в искусстве.

    Лекция 6. Искусство Лангобардов в Италии. Каролингское и Оттоновское возрождения
    Переосмысление изобразительных форм и опыта монументального строительства в эпоху раннего средневековья. «Каролингское возрождение»: антикизирующая тенденция в изобразительном искусстве и архитектуре. «Оттоновское возрождение».

    Лекция 7. Романская архитектура и монументальная скульптура
    Античные и раннехристианские истоки романской базилики. Романская архитектурная система, понятие ордера. Живопись и мозаика – значение византийских моделей. Возвращение монументальной скульптуры: новый вариант архитектурно-пластического синтеза.

    Лекция 8. Монументальная скульптура (продолжение). Романская живопись
    Возвращение монументальной скульптуры: новый вариант архитектурно-пластического синтеза. Образная система романского портала, пластический язык и визуальная риторика, античные реминисценции (памятники южной Франции и Италии). Романская живопись.

    Лекция 9. «Антиклассические» принципы готической архитектуры.
    Готический собор как образец синтеза искусств и образ божественного универсума. Ансамбли церковных фасадов, декорация порталов, роль декоративной и антропоморфной пластики.

    Лекция 10. Готическая скульптура
    Готическая скульптура и классика, готический натурализм и античный реализм. Полихромия в западной средневековой скульптуре. Тема портрета. Эмансипация скульптуры в поздней готике.

    Лекция 11. Искусство Италии XIII–XIV вв. «Штауфеновский ренессанс» и тосканский проторенессанс
    «Штауфеновский ренессанс», наследие римской Империи и двор Фридриха II. Тосканский проторенессанс, его соотношение с романской и готической составляющей. Обращение к античности: Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Лоренцо Майтани.

    Лекция 12. Искусство Италии XIII–XIV вв. Архитектурные проекты и монументальная живопись
    Лоренцо Майтани. Джотто и античность. Циклы в Ассизи и Падуе, система живописной декорации и ее античные аналогии.

    III. Рецепция античности в искусстве от Ренессанса до начала XX века
    Третий блок цикла "Визуальная культура древности и ее отражение в искусстве последующих эпох"
    Видеокурс из 20 лекций
    Время просмотра: 29:32:59
    Лектор МГУ имени М.В. Ломоносова

    В третьей части лекционного цикла речь пойдет о том, как в среде интеллектуалов, заказчиков и художников эпохи Возрождения в Италии и в странах заальпийской Европы культивировали интерес к древности. Эта традиция продолжила играть ведущую роль в художественных системах барокко и классицизма. И после — классическая и неклассическая древность стала художественным ориентиром и источником смыслов для европейских академий, мастеров романтизма, символизма, а затем и авангарда.

    Лекция 1. Искусство Раннего Возрождения в Италии. Античное наследие в архитектурной теории и практике
    Роль античного наследия в архитектурной теории и практике, возвращение к классическому ордеру. Подражание мастерам прошлого и художественный эксперимент.

    Лекция 2. Скульптура Раннего Возрождения в Италии
    Расширение возможностей и жанров скульптуры на основе античного опыта. Обращение к античности у Донателло, Якопо делла Кверча и др. Ренессансное надгробие. Тема триумфа и памяти в искусстве кватроченто. Полихромия в скульптуре.

    Лекция 3. Живопись Раннего Возрождения
    Ренессансная перспектива, ракурс, оптические приемы. Светотень. Новое понимание объема и пространства, имитационные возможности живописи и их античные истоки. Идея картины как окна в мир. Нарративные циклы: новое понимание пространства и времени.

    Лекция 4. Живопись Раннего Возрождения. Часть 2
    Античные образы и сюжеты (Кастаньо, Боттичелли, Пьеро ди Козимо, Мантенья и др.). Значение экфрасиса: реконструкция античных картин. Интерес к «мифологизированному» пейзажу. Декорация и тема гротеска.

    Лекция 5. Классический стиль Высокого Возрождения
    Ведущая роль Рима в художественной жизни, понтификаты Юлия II и Льва X. Адаптация античного наследия, классическая лексика ренессансной архитектуры, работы Браманте в Риме.

    Лекция 6. Живопись и скульптура Высокого Возрождения
    Росписи Рафаэля и Микеланджело в Ватикане: легендарная и актуальная история, система декорации, работа с пространством. Микеланджело и античность.

    Лекция 7. Искусство ренессансной Венеции и античность
    Якопо Сансовино и Андреа Палладио. Архитектурные трактаты, теория ордера, значение Витрувия. Союз архитектуры и живописи (П. Веронезе/А. Палладио). Античная тема у Джорджоне и Тициана.

    Лекция 8. Позднее Возрождение в Италии и Маньеризм
    Позднее Возрождение в Италии: антиклассические тенденции в архитектуре и искусстве Маньеризма. Зарождение академий и развитие художественной теории. Протобарочные черты в монументальной живописи (купол собора в Парме и др.).

    Лекция 9. Искусство Арс Нова и Северного Возрождения. Искусство Северной Европы, стран к северу от Альп: Франции, Германии, Нидерландов в XV–XVI вв.
    Интерес к миру, пантеистический взгляд на природу. Иллюзорное пространство и среда, предмет и фактура. Пейзаж в северной живописи. Истоки Возрождения в заальпийских странах: специфика восприятия античности и итальянского опыта. Миф, аллегория, актуальное содержание в творчестве А. Дюрера, Л. Кранаха Ст., А. Альтдорфера, П. Брейгеля Ст.

    Лекция 10. Возрождение во Франции
    Итальянские мастера во Франции и школа Фонтенбло. Антикизирующие черты во французской ренессансной скульптуре (Ж. Гужон, Ж. Пилон). Триумф и vanitas во французских ренессансных надгробиях.

    Лекция 11. Особенности архитектурного языка барокко
    Особенности архитектурного языка барокко, его ренессансные и античные истоки, специфика восприятия ордера (Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини). Градостроительные инициативы в Риме.

    Лекция 12. Скульптура и декоративная живопись эпохи барокко
    Барочная скульптура и ее античные ориентиры, тема аллегорий и персонификаций. Скульптура в пространстве города. Стенная и плафонная живопись, искусство иллюзии и оптической трансформации, античная аллегория и актуальная история.

    Лекция 13. Живопись XVII века. Барокко в живописи. Рубенс и античность
    Расширение жанрового диапазона в живописи XVII века. Караваджо и караваджизм. Светотень и образная драматургия. Мифологические сюжеты и античные образы у Караваджо, Эль Греко, Риберы, Веласкеса. Натюрморт и тема vanitas, ее истоки. Рубенс и разнообразие античных источников его творчества.

    Лекция 14. Живопись XVII–XVIII веков. Жанровое разнообразие, реализм, символизм. Античность и фантазия
    Историко-аллегорические циклы Рубенса. «Бытовизация» мифологического жанра во Фландрии, Испании, Голландии. Античность и фантазия. Жанр архитектурной ведуты, «каприччо». Античность и образный мир Пиранези.

    Лекция 15. Архитектура эпохи Классицизма
    Художественная природа классицизма и его идейные основы. Классицизм и абсолютизм. Мифотворчество и космогония Версаля. Принципы организации регулярных классицистических ансамблей. Градостроительство.

    Лекция 16. Архитектура эпохи Классицизма. Продолжение
    Палладианство как направление классицизма. Влияние открытий в Помпеях и Геркулануме на архитектуру и декорацию XVIII – XIX веков. Классицизм и Афины. Время Наполеона и «стиль Империи». Античное наследие и «первая египтомания».

    Лекция 17. Основы классицизма в живописи. Академизм и классицизм в XVII–XIX вв.
    Искусство Пуссена. Мифологический и аллегорический жанр в искусстве рококо. Неоклассицизм и просвещение. Творчество Ж. Л. Давида, революция и античность. Живопись позднего классицизма. Энгр.

    Лекция 18. Неоклассицизм и ампир в живописи Романтизма. Новые подходы к античности в искусстве конца XIX–XX вв.
    Ориентализирующие и античные мотивы в живописи романтизма. «Салонное искусство» и античность. Скульптура XIX – нач. XX веков: от неоклассицизма до Родена и Майоля.

    Лекция 19. Диалог с древностью в искусстве XIX–XX вв. Поиски нового в прошлом и отношение к традиции
    Античные образы у французских символистов (Наби). Диалог с древностью в искусстве модерна.

    Лекция 20. Диалог с древностью в искусстве XIX–XX вв. Поиски нового в прошлом и отношение к традиции. Продолжение
    Кубизм. Античность в искусстве Ж. Брака, П. Пикассо, А. Архипенко. «Возвращение к порядку». Классицизм, античный миф и мифотворчество у П. Пикассо.
    Метафизическая живопись и классика. Немного об античности у сюрреалистов. Классика и абстракция. Беспредметное искусство и древность (К. Бранкузи, Х. Арп, Г. Мур).

    О лекторе
    Надежда Налимова — специалист в области античного искусства и художественных контактов на территориях древнего Средиземноморья, кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

    Фундаментальный курс по истории искусства
    Лектор МГУ им. М.В. Ломоносова
    48 видео-лекций (время просмотра: 67:26:49)
    Бессрочный доступ к материалам

    Цена: 17700 руб
    Скрытая ссылка
     
    Последнее редактирование модератором: 5 сен 2025
    1 человеку нравится это.
  2. Последние события

    1. Декат
      Декат участвует.
      8 сен 2025
    2. IrinaShm
      IrinaShm участвует.
      8 сен 2025
    3. skladchik.com
      В складчине участвует 5 человек(а).
      8 сен 2025
    4. Marusa-S
      Marusa-S участвует.
      6 сен 2025